Код и направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль «Иностранный язык» (английский язык)
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Форма обучения очная
Наименование дисциплины
Фонетика: теория и практика
(1,2,3 семестры)
Пояснительная записка
Цель дисциплины - овладение интонационно-произносительным аспектом английского языка, соответствующим современной орфоэпической норме, что является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов.
1 семестр
лекции - 18 часов
семинарские занятия - 36 часов
форма контроля – экзамен
Содержание дисциплины
· Классификация органов речи.
· Классификация английских гласных фонем.
· Трудности порождения английских гласных фонем русскоязычными.
· Классификация английских согласных фонем.
· Правила чтения английских фонем:
- четыре типа чтения английских гласных фонем под ударением;
- особенности чтения гласной фонемы «а» в буквосочетаниях;
- особенности чтения английских диграфов;
- чтение согласных кластеров
· Понятие интонационной модели и интонационной группы.
· Особенности английских ядерных тонов: низкий подъем/низкое падение; высокое падение, нисходяще-восходящий тон.
· Методы изображения интонации на письме.
· Интонационное оформление:
- общих/специальных вопросов;
- альтернативных вопросов;
- разделительных вопросов;
- наречий;
- придаточных частей в сложносочиненных / сложноподчиненных предложениях;
- вводных слов;
- обращения;
- прямой речи/ слов автора
- слов “please” и “thank you” в предложении.
Критерии выставления оценки (по пятибалльной шкале) за экзамен:
Сумма всех баллов за текущий, рубежный и итоговый контроль по дисциплине в семестр |
Оценка за экзамен |
≤ 50 |
2 (неудовлетворительно) |
51-66 |
3 (удовлетворительно) |
67-84 |
4 (хорошо) |
85-100 |
5 (отлично) |
Накопление баллов за работу в 1-м семестре
№ |
Вид работы |
Баллы (за одну единицу) |
Всего баллов |
1. |
Посещение лекций (9) |
0,5 |
5 |
2. |
Посещение семинарских занятий (18) |
0,5 |
9 |
3. |
Устные ответы на занятии (12) |
3 |
36 |
4. |
Письменные проверочные работы (4) |
3 |
12 |
5. |
Самостоятельная работа (8) |
1 |
8 |
6. |
Экзамен |
30 |
30 |
|
Всего баллов |
|
100 |
Структура экзамена
1. Студент отвечает на вопросы, касающиеся теоретических основ пройденного материала.
2. Студент демонстрирует автоматизированные навыки восприятия текста из аудиокурса на английском языке (аудирование): записать текст; сделать графическую разметку текста: членение на интонационные группы, выделение ключевых слов, отметить направление движения основного тона, оформляющие англоязычное высказывание;
3. Студент демонстрирует умение пользоваться приёмами инсценировки и драматизации, передавая различную стилистическую окраску речи в зависимости от речевой ситуации. Для этой цели необходимо:
а) знать наизусть 5 стихотворений, 25 рифмовок, 5 песен, 25 пословиц, усвоенных за первый семестр;
б) знать все тексты, включая монологическую и диалогическую формы речи, из пройденных аудиокурсов в первом семестре.
Вопросы к экзамену:
1. Классификация органов речи.
2. Классификация английских гласных фонем.
3. Трудности порождения английских гласных фонем русскоязычными.
4. Классификация английских согласных фонем.
5. Правила чтения английских фонем: четыре типа чтения английских гласных фонем под ударением;
6. Правила чтения английских фонем: особенности чтения гласной фонемы «а» в буквосочетаниях;
7. Правила чтения английских фонем: особенности чтения английских диграфов;
8. Правила чтения английских фонем: чтение согласных кластеров
9. Понятие интонационной модели и интонационной группы.
10. Особенности английских ядерных тонов: низкий подъем/низкое падение; высокое падение, нисходяще-восходящий тон.
11. Методы изображения интонации на письме.
12. Интонационное оформление общих/специальных вопросов;
13. Интонационное оформление альтернативных вопросов;
14. Интонационное оформление разделительных вопросов;
15. Интонационное оформление наречий;
16. Интонационное оформление придаточных частей в сложносочиненных / сложноподчиненных предложениях;
17. Интонационное оформление вводных слов;
18. Интонационное оформление обращения;
19. Интонационное оформление прямой речи/ слов автора
20. Интонационное оформление слов “please” и “thank you” в предложении.
· Основная литература
1. Практический курс английского языка. 1 курс.: Учеб. для пед. ин-тов по спец. "иностр. яз." / Под ред. В.Д. Аракина. – М.: ВЛАДОС. – 2013 – 536с.
2. Карневская Е. Б. Практическая фонетика английского языка [Электронный ресурс] : учебник / Е.Б. Карневская и др.; под общ. ред. Е.Б. Карневской. - 12-е изд., стер. - Минск: Выш. шк., 2013. - 366 с.: ил. - ЗНАНИУМ
3. Курашкина, Н. А. Основы фонетики английского языка. The Essentials of English рhonetics [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Курашкина. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 140 с. – ЗНАНИУМ
· Дополнительная литература
1. Дубовский Ю. А. Основы английской фонетики [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Ю.А. Дубовский, Б.Б. Докуто, Л.Н. Переяшкина. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 344 с – ЗНАНИУМ
2. Ершова, О. В. Английская фонетика: от звука к слову [Электронный ресурс] : учеб. пособие по развитию навыков чтения и произношения / О. В. Ершова, А. Э. Максаева. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 136 с. ЗНАНИУМ
3. Практическая фонетика английского языка.: Учеб. для фак. англ. яз. пед. ин-тов / Сост. М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, Л.А. Кантер и др. – М.: ВЛАДОС. – 2008.
4. Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак иностр. яз. / Сост. М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. -–М.:ВЛАДОС – 2004.