Государственный Социально-гуманитарный университет Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания (английский язык)

Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Фонетика: теория и практика

Код и направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль «Иностранный язык» (английский язык)

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Форма обучения очная

Наименование дисциплины

Фонетика: теория и практика

(1,2,3 семестры)

Пояснительная записка

Цель дисциплины - овладение интонационно-произносительным аспектом  английского языка, соответствующим современной орфоэпической норме, что является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов.

3-й семестр

лекции -  18 часов

семинарские занятия -  72 часа

лабораторные занятия – 20 часов

форма контроля – экзамен

Содержание дисциплины

1. Интонация. Проблема определения.

2. Функции интонации.

3. Методы отображения интонации на письме.

4.Фразовое ударение.

5. Мелодика английской речи.

6. Значения ядерных тонов.

7. Сферы использования ядерных тонов.

8. Понятие интонационной группы.

9. Особенности членения текста на интонационные группы в английском языке.

10. Интонация коммуникативных типов предложений.

11. Понятие ритма в английском языке.

12. Правила чтения суффиксов и аффиксов в английском языке.

13. Понятие интонационного стиля.

14. Классификация интонационных стилей.

15. Информационный интонационный стиль.

16. Академический интонационный стиль.

17. Ораторский интонационный стиль.

18. Разговорный интонационный стиль.

19. Декламационный интонационный стиль.

20. Основные различия разговорного и литературного стандартов произношения английского языка.

Критерии выставления оценки (по пятибалльной шкале) за экзамен:

Сумма всех баллов

за текущий, рубежный

и итоговый контроль

по дисциплине в семестр

Оценка за экзамен

≤ 50

2 (неудовлетворительно)

51-66

3 (удовлетворительно)

67-84

4 (хорошо)

85-100

5 (отлично)

Накопление баллов за работу в  3-м семестре

Вид работы

Баллы (за одну единицу)

Всего баллов

1.

Посещение лекций (9)

0,5

5

2.

Посещение семинарских занятий (18)

0,5

9

3.

Устные ответы на занятии (12)

3

36

4.

Письменные проверочные работы (4)

3

12

5.

Самостоятельная работа (8)

1

8

6.

Экзамен

30

30

Всего баллов

100

Структура экзамена

1. Студент демонстрирует  интонационно-произносительные навыки при чтении вслух стилистически окрашенного текста на английском языке: информационного, декламационного, ораторского, академического или разговорного.

2. Студент демонстрирует  автоматизированные навыки восприятия аутентичного текста (аудирование) на английском языке (10 предложений), а именно: записывает его графически; выделяет основные интонационные средства (членение на интонационные группы, ключевые слова, направление движения ядерного тона), оформляющие данный текст.

3. Студент демонстрирует  интонационно-произносительные навыки говорения стилистически окрашенного текста на английском языке: информационного, декламационного, ораторского, академического или разговорного.

Вопросы к экзамену:

1. Интонация. Проблема определения.

2. Функции интонации.

3. Методы отображения интонации на письме.

4.Фразовое ударение.

5. Мелодика английской речи.

6. Значения ядерных тонов.

7. Сферы использования ядерных тонов.

8. Понятие интонационной группы.

9. Особенности членения текста на интонационные группы в английском языке.

10. Интонация коммуникативных типов предложений.

11. Понятие ритма в английском языке.

12. Правила чтения суффиксов и аффиксов в английском языке.

13. Понятие интонационного стиля.

14. Классификация интонационных стилей.

15. Информационный интонационный стиль.

16. Академический интонационный стиль.

17. Ораторский интонационный стиль.

18. Разговорный интонационный стиль.

19. Декламационный интонационный стиль.

20. Основные различия разговорного и литературного стандартов произношения английского языка.

· Основная литература

1. Практический курс английского языка. 1 курс.: Учеб. для пед. ин-тов по спец. "иностр. яз." / Под ред. В.Д. Аракина. – М.: ВЛАДОС. – 2013 – 536с.

2. Карневская Е. Б. Практическая фонетика английского языка [Электронный ресурс] : учебник / Е.Б. Карневская и др.; под общ. ред. Е.Б. Карневской. - 12-е изд., стер. - Минск: Выш. шк., 2013. - 366 с.: ил. - ЗНАНИУМ

3. Курашкина, Н. А. Основы фонетики английского языка. The Essentials of English рhonetics [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Курашкина. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 140 с. – ЗНАНИУМ

· Дополнительная литература

1. Дубовский Ю. А. Основы английской фонетики [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Ю.А. Дубовский, Б.Б. Докуто, Л.Н. Переяшкина. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 344 с – ЗНАНИУМ

2. Ершова, О. В. Английская фонетика: от звука к слову [Электронный ресурс] : учеб. пособие по развитию навыков чтения и произношения / О. В. Ершова, А. Э. Максаева. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 136 с. ЗНАНИУМ

3. Практическая фонетика английского языка.: Учеб. для фак. англ. яз. пед. ин-тов / Сост. М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, Л.А. Кантер и др. – М.: ВЛАДОС. – 2008.

4. Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак иностр. яз. / Сост. М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. -–М.:ВЛАДОС – 2004.

Код и направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль «Иностранный язык» (английский язык)

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Форма обучения очная

Наименование дисциплины

Практическая фонетика английского языка

(5-6 семестры)

Пояснительная записка

Цель дисциплины - овладение интонационно-произносительным аспектом  английского языка, соответствующим современной орфоэпической норме, что является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов.

Содержание дисциплины

5 семестр

Семинары - 44 часа

форма контроля - экзамен

Тематика семинарского занятия

Количество часов

Произношение

Автоматизация навыков произнесения всех гласных и согласных звуков английского языка.

2

Отработка позиционных и комбинаторных изменений гласных в потоке речи: позиционная долгота гласных; количественная и качественная редукция гласных.

2

Автоматизация артикуляции английских согласных. Позиционные и комбинаторные изменения согласных фонем в потоке речи: ассимиляция, элизия, связка, аккомодация.

2

Сильное звучание глухих согласных и слабое полузвонкое звучание звонких согласных в начале и в абсолютном исходе слова.

2

Тренировка звуков в упражнениях, состоящих из монологических и диалогических связных текстов.

2

Выработка автоматизированных навыков произнесения гласных и согласных звуков. Работа над звуками в микротекстах.

2

Интонация

Работа над типами шкалы: нисходящая (ступенчатая, скользящая); восходящая (ступенчато-восходящая, скользяще-восходящая); ровная (высокая, средняя, низкая).

2

Фразовое ударение. Ударение синтагматическое, ритмическое, логическое.

2

Паузы синтаксические, эмфатические, хезитации.

2

Функционально-стилистическая дифференциация английского произношения. Совершенствование навыков употребления перечисленных стилей в подготовленном или спонтанном диалогическом/монологическом высказывании.

2

Изменение тона, громкости, темпа и смыслового членения текста в речевых реализациях информационного, разговорного и художественного стилей.

2

Итог

22

Критерии выставления оценки (по пятибалльной шкале) за экзамен:

Сумма всех баллов

за текущий, рубежный

и итоговый контроль

по дисциплине в семестр

Оценка за экзамен

≤ 50

2 (неудовлетворительно)

51-66

3 (удовлетворительно)

67-84

4 (хорошо)

85-100

5 (отлично)

Накопление баллов за работу в 5-м семестре

Вид работы

Баллы (за одну единицу)

Всего баллов

1.

Посещение занятий (11)

1

11

2.

Устные ответы на занятии (10)

3

30

3.

Письменные проверочные работы (5)

3

15

4.

Самостоятельная работа (11)

1

11

5.

Контрольная работа (1)

3

3

6.

Экзамен (1)

30

30

Всего баллов

100

Структура экзамена

4. Студент демонстрирует  интонационно-произносительные навыки при чтении вслух стилистически окрашенного текста на английском языке: информационного, декламационного, ораторского, академического или разговорного.

5. Студент демонстрирует  автоматизированные навыки восприятия аутентичного текста (аудирование) на английском языке (10 предложений), а именно: записывает его графически; выделяет основные интонационные средства (членение на интонационные группы, ключевые слова, направление движения ядерного тона), оформляющие данный текст.

6. Студент демонстрирует  интонационно-произносительные навыки говорения стилистически окрашенного текста на английском языке: информационного, декламационного, ораторского, академического или разговорного.

6 семестр

сем- 40 часов

форма контроля - зачет с оценкой

Тематика семинарского занятия

Количество часов

Произношение

Отработка позиционных и комбинаторных изменений гласных в потоке речи: позиционная долгота гласных; количественная и качественная редукция гласных.

2

Позиционные и комбинаторные изменения согласных фонем в потоке речи: ассимиляция, элизия, связка, аккомодация.

2

Тренировка звуков в упражнениях, состоящих из монологических и диалогических связных текстов.

2

Выработка автоматизированных навыков произнесения гласных и согласных звуков. Работа над звуками в микротекстах.

3

Интонация

Работа над типами шкалы: нисходящая (ступенчатая, скользящая); восходящая (ступенчато-восходящая, скользяще-восходящая); ровная (высокая, средняя, низкая).

2

Фразовое ударение. Ударение синтагматическое, ритмическое, логическое.

2

Паузы синтаксические, эмфатические, хезитации.

2

Функционально-стилистическая дифференциация английского произношения. Совершенствование навыков употребления перечисленных стилей в подготовленном или спонтанном диалогическом/монологическом высказывании.

3

Изменение тона, громкости, темпа и смыслового членения текста в речевых реализациях информационного, разговорного и художественного стилей.

2

Итог

20

Накопление баллов за работу в 6-м семестре

Вид работы

Баллы (за одну единицу)

Всего баллов

1.

Посещение занятий (10)

1

10

2.

Устные ответы на занятии (10)

3

30

3.

Письменные проверочные работы (5)

3

15

4.

Самостоятельная работа (10)

1

10

5.

Контрольная работа (1)

5

5

6.

Экзамен (1)

30

30

Всего баллов

100

Структура зачета с оценкой

1. Студент демонстрирует знание теоретических основ практической фонетике, пройденных в 1-4 семестрах.

2. Студент демонстрирует  автоматизированные навыки восприятия аутентичного текста (аудирование) на английском языке (10 предложений), а именно: записывает его графически; выделяет основные интонационные средства (членение на интонационные группы, ключевые слова, направление движения ядерного тона), оформляющие данный текст.

3. Студент демонстрирует  интонационно-произносительные навыки говорения стилистически окрашенного текста на английском языке: информационного, декламационного, ораторского, академического или разговорного.

Вопросы (теоретические) к зачету:

· Органы речи и их работа.

· Механизмы звукопорождения.

· Классификация гласных звуков.

· Модификация гласных звуков в потоке речи: редукция качественная и количественная. Нулевая редукция.

· Классификация согласных звуков

· Отличия артикуляционных укладов английского и русского языка. Типичные ошибки русскоязычных при порождении английских гласных.

· Ударение в слове. Его определение и свойства.

· Фразовое ударение. Его определение. Типы фразового ударения.

· Интонация английского языка.

· Критерии отличия русской и английской интонации.

· Отображение интонации на письме.

· Фонетические стили. Их классификация.

· Отличия артикуляционных укладов английского и русского языка. Типичные ошибки русскоязычных при порождении английских согласных.

· Модификация согласных звуков в потоке речи: ассимиляция, аккомодация, элизия, связка.

· Основные типы аккомодации.

· Основные типы ассимиляции.

· Модификация согласных по месту артикуляции.

· Модификация согласных по способу артикуляции.

· Отличия характера ассимиляции в русском и английском языках.

· Определение и основные характеристики фонемы.

· Классификация аллофонов.

· Фонетические и фонологические ошибки.

· Составляющие интонационной модели.

· Основные функции интонации.

· Понятие закономерностей английского ритма.

· Основная литература

4. Практический курс английского языка. 1 курс.: Учеб. для пед. ин-тов по спец. "иностр. яз." / Под ред. В.Д. Аракина. – М.: ВЛАДОС. – 2013 – 536с.

5. Карневская Е. Б. Практическая фонетика английского языка [Электронный ресурс] : учебник / Е.Б. Карневская и др.; под общ. ред. Е.Б. Карневской. - 12-е изд., стер. - Минск: Выш. шк., 2013. - 366 с.: ил. - ЗНАНИУМ

6. Курашкина, Н. А. Основы фонетики английского языка. The Essentials of English рhonetics [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Курашкина. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 140 с. – ЗНАНИУМ

· Дополнительная литература

5. Дубовский Ю. А. Основы английской фонетики [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Ю.А. Дубовский, Б.Б. Докуто, Л.Н. Переяшкина. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 344 с – ЗНАНИУМ

6. Ершова, О. В. Английская фонетика: от звука к слову [Электронный ресурс] : учеб. пособие по развитию навыков чтения и произношения / О. В. Ершова, А. Э. Максаева. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 136 с. ЗНАНИУМ

7. Практическая фонетика английского языка.: Учеб. для фак. англ. яз. пед. ин-тов / Сост. М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, Л.А. Кантер и др. – М.: ВЛАДОС. – 2008.

8. Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак иностр. яз. / Сост. М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. -–М.:ВЛАДОС – 2004.

Код и направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль «Иностранный язык» (английский язык)

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Форма обучения очная

Наименование дисциплины

Методика обучения иностранным языкам

(6 семестр)

лекции - 14 часов

семинарские занятия - 66 часа

форма итогового контроля - экзамен

Содержание дисциплины «Методика обучения иностранным языкам»

6 семестр

Тематика лекционного/семинарского занятия

Кол-во часов (лекции)

Количество часов (семинары)

Содержание и структура курса обучения иностранному языку в общеобразовательной школе

2

2

Государственные стандарты школьного образования по иностранным языкам

2

4

Примерные программы и официальные требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной и старшей школы

2

2

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе, в основной средней школе, на старшей ступени полной средней школы (базовый и профильный уровни)

2

4

Концепция современного урока иностранного языка

2

4

Современные российские УМК по иностранному языку

2

2

Внеклассная работа по иностранному языку

2

4

Итого

14

22

Критерии выставления оценки (по пятибалльной шкале) за экзамен:

Сумма всех баллов

за текущий, рубежный

и итоговый контроль

по дисциплине в семестр

Оценка за экзамен

≤ 50

2 (неудовлетворительно)

51-66

3 (удовлетворительно)

67-84

4 (хорошо)

85-100

5 (отлично)

Накопление баллов за работу в 6 семестре

№ п/п

Вид работы (общее количество)

Баллы

(за одну единицу)

Всего баллов

1

Посещение лекций (14)

0,5

7

2

Работа на семинарском занятии (11)

3

33

3

Итоговый тест (6)

2

30

4

Экзамен

30

30

Всего баллов

100

Вопросы (примерные) к экзамену (6-й семестр)

№№

пп/п

Первые вопросы

Вторые вопросы

Третьи вопросы

1

Основные направления развития ФГОСов второго поколения. Функции стандартов, инновационность стандартов.

Контроль. Виды, формы, приемы контроля.

Продемонстрируйте возможности применения технологии «языковой портфель» на примере действующих УМК по английскому языку для начального звена обучения ИЯ

2

ГОС школьного образования по иностранному языку (2004) и ФГОС второго поколения (2009, 2010, 2012): сходство и различия

Функции контроля (диагностическая, управленческая, корректировочная оценочная, стимулирующая/ мотивирующая, планирующая, обучающая).

Продемонстрируйте компонентный состав и функции УМК на примере одного из действующих УМК по английскому языку для начальной общеобразовательной школы

3

Концепция ФГОС начального общего образования (2009)

Объекты контроля (языковые навыки, речевые умения, знания/ языковая компетенция, речевая компетенция).

Продемонстрируйте применение общедидактических принципов обучения (2-3) на примере одного из действующих УМК для начального или среднего звена общеобразовательной школы

4

Концепция ФГОС основного общего образования (2010)

Виды тестовых заданий, применяемых на занятиях по ИЯ.

Продемонстрируйте возможности применения технологии «работа в сотрудничестве» на примере действующих УМК по английскому языку для начального или среднего звена общеобразовательной школы

5

Требования к структуре основных образовательных программ в начальном и среднем звене общеобразовательной школы

Неформальный контроль. Неформальный контроль коммуникативных умений говорения, слушания, чтения и письма.

Продемонстрируйте применение принципа учета родного языка в обучении ИЯ (на примере одного из действующих УМК по английскому языку)

6

Требования к результатам освоения основных образовательных программ в начальном и среднем звене общеобразовательной школы

Неформальный контроль лексических и грамматических знаний и умений, а также неязыковых факторов.

Продемонстрируйте возможности применения технологии проектов на примере действующих УМК по английскому языку для начального или среднего звена обучения ИЯ

7

Универсальные учебные действия: понятие, типология

Самоконтроль в учебном процессе. Приемы самоконтроля.

Продемонстрируйте особенности применения общедидактических принципов на начальном этапе обучения ИЯ (на примере действующих УМК по английскому языку для начальной школы)

8

Примерная программа по иностранным языкам: концепция, функции, структура

Языковой портфель как инструмент контроля и самоконтроля в обучении иностранному языку.

Проанализируйте учет психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста (на примере УМК по английскому языку для начальной школы)

9

Примерная программа обучения английскому языку в начальной школе: концепция, функции, структура

Современная система итоговой аттестации по иностранному языку в общеобразовательных учреждениях.

Продемонстрируйте возможности применения игровой технологии на примере действующих УМК по английскому языку для начального звена обучения ИЯ

10

Примерная программа обучения английскому языку в основной общеобразовательной школе (5-9 классы): концепция, функции, структура

Тестирование как средство контроля в обучении иностранному языку (типы тестов и их назначение).

Проанализируйте учет психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста (на примере УМК по английскому языку для 5-9 классов)

11

Рабочая программа учителя иностранного языка

Структура и содержание ОГЭ, система оценивания работ.

Продемонстрируйте возможности применения технологии «проблемное обучение» на примере действующих УМК по английскому языку для среднего звена обучения ИЯ

12

Психолого-педагогические особенности обучения ИЯ учащихся младшего школьного возраста

Структура и содержание ЕГЭ, система оценивания работ

Продемонстрируйте применение технологии «модульное обучение» на примере одного из действующих УМК по английскому языку для начального или среднего звена общеобразовательной школы

13

Психолого-педагогические особенности обучения ИЯ учащихся среднего школьного возраста (5-9 классы)

Международные экзамены по ИЯ в контексте концепции «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком».

Продемонстрируйте применение принципа коммуникативности в обучении ИЯ (на примере одного из действующих УМК по английскому языку)

14

Система углубленного изучения иностранных языков в системе российского школьного образования

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку: обучение в сотрудничестве.

Продемонстрируйте виды, формы и приемы контроля на примере одного из действующих УМК по английскому языку для начального или среднего звена обучения ИЯ

15

Классно-урочная система: типология и структура уроков иностранного языка

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку: проблемное обучение. Дискуссии.

Продемонстрируйте применение технологии «Проблемное обучение. Ролевые игры» на примере одного из действующих УМК по английскому языку для среднего звена общеобразовательной школы

16

Инновационные уроки иностранного языка

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку: проблемное обучение. Ролевые игры проблемной направленности.

Проанализируйте структуру и содержание одного из компонентов УМК по английскому языку для начальной школы

17

Технологическая карта урока

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку: метод ситуационного анализа

Проанализируйте типологию тестов в одном из действующих УМК по английскому языку для начального или среднего звена обучения ИЯ

18

УМК по иностранным языкам: компонентный состав, функции компонентов

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку: метод проектов (характеристика целей, содержания, принципов, технологии и средств обучения).

Продемонстрируйте применение технологии «Проблемное обучение. Дискуссии» на примере одного из действующих УМК по английскому языку для среднего звена общеобразовательной школы

18

УМК по английскому языку для начальной общеобразовательной школы

Особенности применения педагогических технологий в обучении ИЯ младших школьников

Продемонстрируйте применение принципа аппроксимации в обучении ИЯ (на примере УМК по английскому языку для начальной школы)

20

УМК по английскому языку для среднего звена общеобразовательной школы

Организация работы по методу проектов

Продемонстрируйте на примере УМК для 9 класса технологию подготовки к ГИА по английскому языку

21

Зарубежные УМК по английскому языку и их применение в российской школе

Дистанционные технологии в обучении иностранным языкам.

Продемонстрируйте возможности применения зарубежных УМК по английскому языку в российской общеобразовательной школе

22

Внеклассная и внеаудиторная работа по иностранному языку: цели, задачи, содержание.

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку: «портфель ученика».

Продемонстрируйте возможности применения дистанционных технологий обучения (на примере одного из действующих УМК по английскому языку)

23

Виды, формы внеклассных и внеаудиторных мероприятий по иностранному языку.

Игровое обучение иностранным языкам и иноязычному общению. Типология игр

Продемонстрируйте компонентный состав и функции УМК на примере одного из действующих УМК по английскому языку для среднего звена общеобразовательной школы

24

Использование инновационных технологий во внеклассной работе по иностранному языку.

Условия организации игровой деятельности учащихся при обучении ИЯ

Проанализируйте структуру и содержание одного из компонентов УМК по английскому языку для среднего звена общеобразовательной школы

25

Особенности внеклассной работы по иностранному языку на начальном этапе обучения

Особенности применения игровой технологии на начальном этапе обучения ИЯ

Продемонстрируйте возможности применения технологии «метод ситуационного анализа» на примере действующих УМК по английскому языку для среднего звена обучения ИЯ

· Основная литература

1. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. Ч. 1: Уч. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.А. Горлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с. ЗНАНИУМ

2. Утехина, А. Н. Профессионально-ориентированные технологии в языковом образовании [Электронный ресурс]: колл. моногр. / А. Н. Утехина, Н. Е. Брим, О. Н. Голубкова, О. К. Козлитина, Н.Ю. Милютинская, Е. В. Тройникова, Л. И. Хасанова. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 222 с. ЗНАНИУМ

· Дополнительная литература

1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. –М.: Просвещение, 2005.

2. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2004.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.

4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.

5. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. – М.: Высшая школа, 1982.

6. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск: Вышэйшая школа, 1999.

7. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. – М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002.

8. Рогова Г.В., и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991.

9. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004.

Код и направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) программы магистратуры

«Теория и практика преподавания иностранных языков»

Квалификация (степень) выпускника «магистр»

Форма обучения очная

Наименование дисциплины

Методика обучения первому иностранному языку (английскому).

(1-2 семестры)

Пояснительная записка

Дисциплина направлена на подготовку студентов к организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях с учетом содержательной специфики курса «Методика обучения первому иностранному языку (английскому)», логических и содержательно-методических связей в предметной области «Иностранный язык» и культурно-просветительских задач.

1 семестр

лекции - 6 часов

семинары - 26 часов

СР 22 часа

Форма отчетности - зачет

Тематическое планирование

Тематика лекционного/семинарского занятия

Кол-во часов (лекции)

Количество часов (семинары)

Универсальные основы новой парадигмы образования

2

8

Базовые категории методики преподавания иностранных языков в свете современных преобразований

2

10

Концепция системно-деятельностного подхода в Федеральных государственных образовательных стандартах

2

8

Итого

6

26

Накопление баллов за работу в 1-м семестре

№ п/п

Вид работы (общее количество)

Баллы

(за одну единицу)

Всего баллов

1

Посещение занятий (16)

0,5

8

2

Работа на семинарском занятии (13)

2

26

3

Проверочные работы (3)

2

6

4

Итоговый тест (1)

30

30

5

Зачет (1)

30

30

Всего баллов

100

Вопросы (примерные) к зачету (1-й семестр)

1. Характеристики и условия образовательного процесса в современном мире

2. Понятие компетенции/компетентности в образовательном процессе

3. Базовые европейские компетенции

4. Переход к компетентностной личностно-ориентированной образовательной парадигме

5. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам – современные реалии

6. Иноязычная коммуникативная компетенция – понятие, структура в документах Совета Европы

7. Иноязычная коммуникативная компетенция – понятие, структура в ФГОС

8. Изменение целей обучения в свете современных требований

9. Изменение способов и технологий организации образовательного процесса в свете современных требований

10. Обновление структуры и содержания предметной области «Иностранный язык»

11. Исследование «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучения, оценка»

12. Основные направления развития ФГОС

13. Функции ФГОС

14. Компетентностная, практико-ориентированная, личностно-деятельностная составляющие системно-деятельностного подхода в ФГОС

15. Методические категории ФГОС: образовательная среда

16. Методические категории ФГОС: ООП

17. Методические категории ФГОС: предметные, метапредметные и личностные результаты освоения ООП

18. Методические категории ФГОС: УУД

19. Методические категории ФГОС: индивидуальный образовательный маршрут

20. Нормативное сопровождение ФГОС

21. Требования к ресурсному обеспечению (кадровое обеспечение, информационное обеспечение, материально-экономическое обеспечение, финансово-экономическое обеспечение, СанПин, федеральный перечень учебников по иностранным языкам).

22. ГОС основного общего образования (2004 г.) и ФГОС основного общего образования

23. ФГОС начального общего образования и ФГОС начального общего образования.

24. ГОС полного (среднего) общего образования (2004 г.) и ФГОС полного (среднего) общего образования

25. Возможности обучения иностранному языку в свете реализации ФГОС ДОУ

2 семестр

Лекции -  4 часа

Семинары  - 24 часов

СР -  26 часов

Форма отчетности - экзамен

Тематическое планирование

Тематика лекционного/семинарского занятия

Кол-во часов (лекции)

Количество часов (семинары)

Методические основы разработки учебных программ по иностранным языкам

1

8

Традиционные и инновационные технологии преподавания иностранных языков в учебных заведениях различного типа

2

8

Организация опытно-экспериментальной работы в преподавании иностранных языков

1

8

Итого

4

24

Критерии выставления оценки (по пятибалльной шкале) за экзамен:

Сумма всех баллов

за текущий, рубежный

и итоговый контроль

по дисциплине в семестр

Оценка за экзамен

≤ 50

2 (неудовлетворительно)

51-66

3 (удовлетворительно)

67-84

4 (хорошо)

85-100

5 (отлично)

Накопление баллов за работу во 2-м семестре

№ п/п

Вид работы (общее количество)

Баллы

(за одну единицу)

Всего баллов

1

Посещение занятий (14)

0,5

7

2

Работа на семинарском занятии (12)

2

24

3

Проверочные работы (5)

2

10

4

Итоговый тест (1)

30

30

5

Экзамен (1)

30

30

Всего баллов

100

Вопросы (примерные) к экзамену (2-й семестр)

1. Рабочая программа педагога: структура, содержание.

2. Инвариантный (требования ФГОС) компонент рабочей программы педагога.

3. Вариативный (региональный - рекомендации Министерства образования Московской области) компонент рабочей программы педагога.

4. Вариативный (концепция ОУ) компонент рабочей программы педагога.

5. Структура пояснительной записки рабочей программы педагога

6. Учет результатов освоения ООП в рабочей программе педагога

7. Календарно-тематическое планирование

8. Проблема определения педагогической технологии.

9. Особенности применения педагогических технологий в условиях реализации ФГОС

10. Особенности применения педагогических технологий в ОУ различного типа

11. Учебно-исследовательские педагогические технологии.

12. Практико-ориентированные педагогические технологии.

13. Понятие, структура и классификация педагогических технологий с позиции технологического подхода в методике преподавания иностранных языков.

14. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

15. Технология уровневой дифференциации обучения.

16. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).

17. Аналоги технологии индивидуализации обучения (метод проектов, система Ю.Драля, Батовская система, План Трампа).

18. Групповые технологии (групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки).

19. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).

20. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

21. Игровые технологии (деловые игры, ролевые игры проблемной направленности).

22. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)

23. Понятие опытно-экспериментальной работы в преподавании.

24. Этапы опытно-экспериментальной работы: констатирующий, формирующий, контрольный.

25. Особенности опытно-экспериментальной работы в обучении иностранным языкам

· Основная литература

1. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. Ч. 1: Уч. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.А. Горлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с. ЗНАНИУМ

2. Утехина, А. Н. Профессионально-ориентированные технологии в языковом образовании [Электронный ресурс]: колл. моногр. / А. Н. Утехина, Н. Е. Брим, О. Н. Голубкова, О. К. Козлитина, Н.Ю. Милютинская, Е. В. Тройникова, Л. И. Хасанова. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 222 с. ЗНАНИУМ

· Дополнительная литература

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теории обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студ. лингв. Ун-тов и фак-в ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 336с.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1991. – 215с.

3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464с.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М: Просвещение, 2004. – 240 с.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс / Е.Н. Соловова. – М.:Астрель, 2008. – 272с.

6. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. – 267с.

7. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. – М.: Филоматис, 2010. – 188с.

Код и направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) программы магистратуры

«Теория и практика преподавания иностранных языков»

Квалификация (степень) выпускника «магистр»

Форма обучения очная

Наименование дисциплины

Обучение фонетическому аспекту устного речевого дискурса

(магистратура, 2 семестр)

Пояснительная записка

Дисциплина направлена на обобщение и углубление знаний студентов об особенностях  произносительных вариантов английского языка территориального и социального характера, совершенствование использования этих знаний в различных коммуникативных целях, а также в целях самостоятельного анализа звучащих текстов, что является неотъемлемой частью профессиональной подготовки магистрантов.

Лекции  - 4 часа

Семинары  - 24 часа

Форма отчетности - экзамен

Тематическое планирование

Тематика лекционного/семинарского занятия

Кол-во часов (лекции)

Количество часов (семинары)

Территориальная вариативность.

1

6

Социальная вариативность английского произношения: факторы и маркеры

1

6

Ситуативная вариативность

1

6

Современные тенденции английского произношения

1

6

Итого

4

24

Вопросы (примерные) к экзамену

1. Территориальная вариативность английского произношения: национальные и местные диалекты.

2. Британские типы произношения и их фонетические особенности

3. Американский стандарт и региональные типы произношения

4. Факторы, определяющие социальную вариативность английского произношения.

5. Классификация типов произношения по социальному признаку.

6. Ситуативная вариативность речи.

7. Фонетические особенности ситуативной обусловленности речи.

8. Современные тенденции английского произношения.

9. Признаки установившихся фонетических норм.

10. Инновации в английской произносительной системе.

11. Стили и стилеобразующие средства

12. Ритмическая организация речи

13. Фонетическая культура официальной речи.

14. Фонетическая культура неофициальной речи.

15. Фонетическая культура межличностного общения и публичной речи

· Основная литература

1. Гулакян, Б. С. Взаимодействие наук в формировании фонетико-фонологических понятий и представлений [Электронный ресурс]: монография / Б. С. Гулакян. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. — 96 с. ЗНАНИУМ

2. Малышева, Е. Г. Фонетика [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. — М.: Флинта: Наука, 2012. — 64 с. ЗНАНИУМ

· Дополнительная литература

1. Багана Ж. Языковая вариативность английского языка Великобритании, США и Канады [Электронный ресурс]: Монография / Ж. Багана, А.Н. Безрукая, Е.Н. Таранова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 124с.  ЗНАНИУМ

2. Бурая Е. А. , Бондарчук, Г. Г. Основные различия между британским и американским английским [Электронный ресурс] : учеб. пособие. / Г. Г. Бондарчук, Е. А. Бурая. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 135 с. - ЗНАНИУМ

3. Гулакян, Б. С. Фонетико-фонологические универсалии, фреквенталии, контрасты (лингвистический, лингводидактический аспекты) [Электронный ресурс]: монография / Б. С. Гулакян. — М.: Флинта: Наука, 2011. — 96 с. - ЗНАНИУМ

4. Матюшенков, В. С. Dictionary of Americanisms, Canadianisms, Briticisms and Australianisms. Англо-русский словарь особенностей английского языка в Северной Америке, Великобритании и Австралии [Электронный ресурс] / В. С. Матюшенков. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 517 с. ЗНАНИУМ

5. Милютинская Н.Ю. Фонетическая культура речи как стилеобразующий фактор речевой коммуникации [Электронный ресурс]  / Вестник Удмуртского университета. Серия 5. История и филология, Вып. 2, 2010 ЗНАНИУМ

 

 

Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания ГСГУ © 2019

Сделано в
UNI-Studio