Государственный Социально-гуманитарный университет Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания (английский язык)

Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Основы межкультурной коммуникации

Основы межкультурной коммуникации

Лекций: 18 ч., лабораторных: 10 ч., практических 36 часов

Лекция 1-2

Межкультурная коммуникация в современной лингвистической теории

  1. Ключевые понятия курса
  2. История развития теории межкультурной коммуникации в западных и отечественных исследованиях.
  3. Междисциплинарный характер современных межкультурных исследований.

Лекция 3

Структуризация положений межкультурной коммуникации

  1. Структура межкультурной коммуникации.
  2. Типология коммуникативных неудач в межкультурной коммуникации

Лекция 4

Ментефакты

  1. Виды коммуникации.
  2. Ментефакты: определение понятия, представление единиц, система: артефакты, духи / бестиарии, стереотипы.

Лекция 5

Теория прецедентности

  1. Социумно-, национально- и универсально- прецедентные феномены.
  2. Прецедентные тексты, прецедентные высказывания, прецедентные имена, прецедентные ситуации.
Лекция 6

Языковая и культурная картины мира

  1. Коммуникация, культура и язык.
  2. Когнитивные модели и структуры функционирования картин мира.
  3. Роль языка в освоении действительности.
  4. Изучение культурно-языковых картин мира посредством ключевых слов.
Лекция 7
Понятие «культура» в МКК
  1. Определения культуры.
  2. Социальный, когнитивный и семиотический подходы к определению культуры.
  3. Типы культур.
Лекция 8

Время и пространство как понятия языка культуры

  1. Время как категория языка и культуры.
  2. Культурные различия в восприятии пространства.
  3. Коды культуры и их отражение в метрически-эталонной сфере.
Лекция 9

Теория коммуникативного поведения

  1. Теория речевого воздействия И.А. Стернина.
  2. Законы и принципы общения.
  3. Теория коммуникативного поведения И.А. Стернина
Семинар I
  1. Основные формы коммуникации
  2. Механизмы межкультурной коммуникации.
  3. Модели межкультурной коммуникации.

Конспект: Основные формы коммуникации. Механизмы межкультурной коммуникации. Модели межкультурной коммуникации.

  1. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. – Волгоград, 2003 – С. 23-29; С. 59-71
  2. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Высш. шк., 2005. – С.91-96

Семинар II
  1. Понятие «культурного шока» и его симптомы
  2. Механизм развития «культурного шока»
  3. Факторы, влияющие на культурный шок
  4. Модель освоения чужой культуры М. Беннета

Задание: Явление «культурного шока»

Конспект: Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Высш. шк., 2005 – С. 136-152

Семинар III- IV

  1. Стили коммуникации
  2. Вербальные помехи межкультурной коммуникации (Фонетико-фонологический уровень, Графический уровень, Морфологический уровень, Лексический уровень, Синтаксический уровень)
  3. Межъязыковое несовпадение внутренних форм.
  4. Интерференция британского варианта английского языка.

Задание:

Конспект: Вербальные помехи межкультурной коммуникации

1.Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. – Волгоград, 2003 – С.294-316; 319-335

2. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Высш. шк., 2005 – С.153-164.

Семинар V-VI

1.Невербальные элементы коммуникации (кинесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика)

2. Паравербальная коммуникация

Задание:

Конспект: Невербальная коммуникация в рамках межкультурной коммуникации

  1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Высш. шк., 2005 – С.164-193

Семинар VII-VIII

1.Понятие стереотипа в контексте современных исследований: стереотипы поведения, стереотипы представления, предрассудки.

2. Причины возникновения стереотипов

3. Функционирование стереотипов.

Задание:

Конспект: Стереотипы восприятия в межкультурной коммуникации

1.Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Высш. шк., 2005 – С.226-244

2.Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. – Волгоград, 2003 – С.273-291

Семинар IX

1.Национальный характер: психологическая идентичность

2. Истоки формирования национального характера

3.Источники информации о национальном характере

Задание:

Конспект: Национальный характер в МКК

1.Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. – Волгоград, 2003 – С.175-219

2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – С. 168-237

Семинар X-XI

1. Социальная стратификация лингвокультуры

2. Гендерная идентичность

3. Возрастная идентичность

4. Расовая и этническая идентичность

5. Географическая идентичность

6. Классовая идентичность

7. Имущественная идентичность,

8. Статус

Задание:

Конспект: Социальная стратификация лингвокультуры

1.Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. – Волгоград, 2003 – С.221-252

Семинар XIII

Групповые учебно-исследовательские проекты по следующим проблемным направлениям:

· Социокультурные барьеры межкультурной коммуникации (особенности социальной стратификации общества: классы, субкультуры, и т.д.)

Семинар XIV

Групповые учебно-исследовательские проекты по следующим проблемным направлениям:

· Языковые барьеры коммуникации в межкультурной среде (стили общения, безэквивалетная лексика, культурные традиции в языковых выражениях, использованием диалектов, сленгов, идиоматических выражений, ложные друзья переводчиков, языковые клише, смысловые оттенки языковых выражений, и т.д.)

Семинар XV

Групповые учебно-исследовательские проекты по следующим проблемным направлениям:

· Стереотипизация в межкультурной коммуникации (этноцентрические стереотипы, стереотипы о России у …, гетеростереотипы, и т.д.)

Семинар XVI

Групповые учебно-исследовательские проекты по следующим проблемным направлениям:

· Невербальные проблемы коммуникации в межкультурной среде (паралингвистические характеристики, язык тела, коммуникативная дистанция, «чувство» времени, внешний вид и т.д.)

Семинар XVII

Групповые учебно-исследовательские проекты по следующим проблемным направлениям:

· Культурно маркированное бытовое поведение

Семинар XVIII

Итоговый тест по МКК

Лабораторная №1

Анализ материалов на выявление этнических и социокультурных стереотипов мышления.

Лабораторная №2

Анализ материалов на выявление межкультурных различий в невербальной и паравербальной коммуникации.

Лабораторная №3

Ролевая игра «Выделение основных черт вербального и невербального коммуникативного поведения представителями разных национальностей»

Лабораторная №4

Анализ материалов на выявление гендерных стереотипности мышления.особенности мужского и женского общения

Лабораторная №5

Политическая корректность и языковой такт (сексизм).

Накопление баллов

№ п/п

Вид работы (общее количество)

Баллы

(за одну единицу)

Всего баллов

1

Посещение занятий (32)

0,25

8

2

Выполнение домашнего задания (18)

2

36

Выполнение проектов (5)

3

15

3

Выполнение лабораторных работ (5)

2,2

11

5

Экзамен (1)

30

30

Всего баллов

100

Экзамен:

  1. Финальный тест (10)
  2. Теоретический вопрос (10)
  3. Практическое задание (10)

Примерные теоретические вопросы:

  1. Ключевые понятия МКК
  2. История развития теории межкультурной коммуникации в США
  3. История развития теории межкультурной коммуникации в Европе
  4. История развития теории межкультурной коммуникации в России
  5. Структура межкультурной коммуникации
  6. Основные типы коммуникативных неудач в межкультурной коммуникации
  7. Основные виды коммуникации
  8. Основные характеристики коммуникации
  9. Ментефакты: артефакты
  10. Ментефакты: духи / бестиарии
  11. Ментефакты: стереотипы.
  12. Социумно-, национально- и универсально- прецедентные феномены.
  13. Прецедентные тексты
  14. Прецедентные высказывания
  15. Прецедентные имена
  16. Прецедентные ситуации.
  17. Когнитивные модели функционирования картин мира.
  18. Особенности взаимодействия концептов
  19. Типы культур.
  20. Законы общения.
  21. Принципы общения.
  22. Теория коммуникативного поведения И.А. Стернина
  23. Время как категория языка и культуры.
  24. Культурные различия в восприятии пространства.
  25. Коды культуры и их отражение в метрически-эталонной сфере
 

Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания ГСГУ © 2019

Сделано в
UNI-Studio