Код и направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль «Иностранный язык» (английский язык)
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Форма обучения очная
Наименование дисциплины
Практическая фонетика английского языка
(5-6 семестры)
Пояснительная записка
Цель дисциплины - овладение интонационно-произносительным аспектом английского языка, соответствующим современной орфоэпической норме, что является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов.
Содержание дисциплины
6 семестр
сем- 40 часов
форма контроля - зачет с оценкой
Тематика семинарского занятия |
Количество часов |
Произношение |
|
Отработка позиционных и комбинаторных изменений гласных в потоке речи: позиционная долгота гласных; количественная и качественная редукция гласных. |
2 |
Позиционные и комбинаторные изменения согласных фонем в потоке речи: ассимиляция, элизия, связка, аккомодация. |
2 |
Тренировка звуков в упражнениях, состоящих из монологических и диалогических связных текстов. |
2 |
Выработка автоматизированных навыков произнесения гласных и согласных звуков. Работа над звуками в микротекстах. |
3 |
Интонация |
|
Работа над типами шкалы: нисходящая (ступенчатая, скользящая); восходящая (ступенчато-восходящая, скользяще-восходящая); ровная (высокая, средняя, низкая). |
2 |
Фразовое ударение. Ударение синтагматическое, ритмическое, логическое. |
2 |
Паузы синтаксические, эмфатические, хезитации. |
2 |
Функционально-стилистическая дифференциация английского произношения. Совершенствование навыков употребления перечисленных стилей в подготовленном или спонтанном диалогическом/монологическом высказывании. |
3 |
Изменение тона, громкости, темпа и смыслового членения текста в речевых реализациях информационного, разговорного и художественного стилей. |
2 |
Итог |
20 |
Накопление баллов за работу в 6-м семестре
№ |
Вид работы |
Баллы (за одну единицу) |
Всего баллов |
1. |
Посещение занятий (10) |
1 |
10 |
2. |
Устные ответы на занятии (10) |
3 |
30 |
3. |
Письменные проверочные работы (5) |
3 |
15 |
4. |
Самостоятельная работа (10) |
1 |
10 |
5. |
Контрольная работа (1) |
5 |
5 |
6. |
Экзамен (1) |
30 |
30 |
|
Всего баллов |
|
100 |
Структура зачета с оценкой
1. Студент демонстрирует знание теоретических основ практической фонетике, пройденных в 1-4 семестрах.
2. Студент демонстрирует автоматизированные навыки восприятия аутентичного текста (аудирование) на английском языке (10 предложений), а именно: записывает его графически; выделяет основные интонационные средства (членение на интонационные группы, ключевые слова, направление движения ядерного тона), оформляющие данный текст.
3. Студент демонстрирует интонационно-произносительные навыки говорения стилистически окрашенного текста на английском языке: информационного, декламационного, ораторского, академического или разговорного.
Вопросы (теоретические) к зачету:
· Органы речи и их работа.
· Механизмы звукопорождения.
· Классификация гласных звуков.
· Модификация гласных звуков в потоке речи: редукция качественная и количественная. Нулевая редукция.
· Классификация согласных звуков
· Отличия артикуляционных укладов английского и русского языка. Типичные ошибки русскоязычных при порождении английских гласных.
· Ударение в слове. Его определение и свойства.
· Фразовое ударение. Его определение. Типы фразового ударения.
· Интонация английского языка.
· Критерии отличия русской и английской интонации.
· Отображение интонации на письме.
· Фонетические стили. Их классификация.
· Отличия артикуляционных укладов английского и русского языка. Типичные ошибки русскоязычных при порождении английских согласных.
· Модификация согласных звуков в потоке речи: ассимиляция, аккомодация, элизия, связка.
· Основные типы аккомодации.
· Основные типы ассимиляции.
· Модификация согласных по месту артикуляции.
· Модификация согласных по способу артикуляции.
· Отличия характера ассимиляции в русском и английском языках.
· Определение и основные характеристики фонемы.
· Классификация аллофонов.
· Фонетические и фонологические ошибки.
· Составляющие интонационной модели.
· Основные функции интонации.
· Понятие закономерностей английского ритма.
· Основная литература
1. Практический курс английского языка. 1 курс.: Учеб. для пед. ин-тов по спец. "иностр. яз." / Под ред. В.Д. Аракина. – М.: ВЛАДОС. – 2013 – 536с.
2. Карневская Е. Б. Практическая фонетика английского языка [Электронный ресурс] : учебник / Е.Б. Карневская и др.; под общ. ред. Е.Б. Карневской. - 12-е изд., стер. - Минск: Выш. шк., 2013. - 366 с.: ил. - ЗНАНИУМ
3. Курашкина, Н. А. Основы фонетики английского языка. The Essentials of English рhonetics [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Курашкина. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 140 с. – ЗНАНИУМ
· Дополнительная литература
1. Дубовский Ю. А. Основы английской фонетики [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Ю.А. Дубовский, Б.Б. Докуто, Л.Н. Переяшкина. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 344 с – ЗНАНИУМ
2. Ершова, О. В. Английская фонетика: от звука к слову [Электронный ресурс] : учеб. пособие по развитию навыков чтения и произношения / О. В. Ершова, А. Э. Максаева. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 136 с. ЗНАНИУМ
3. Практическая фонетика английского языка.: Учеб. для фак. англ. яз. пед. ин-тов / Сост. М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, Л.А. Кантер и др. – М.: ВЛАДОС. – 2008.
4. Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак иностр. яз. / Сост. М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. -–М.:ВЛАДОС – 2004.