Государственный Социально-гуманитарный университет Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания (английский язык)

Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Философия языка и социолингвистика

Накопление баллов за работу в семестре

№ п/п

Вид работы (общее количество)

Баллы

(за одну единицу)

Всего баллов

1

Посещение лекционных занятий (3)

1

3

2

посещение практических занятий (9)

1

9

3

Выступать в качестве оппонента (9)

4

36

5

Подготовка устного сообщения (9)

5

45

8

Зачет (1)

30

30

Всего баллов

100

 

 

 

 

Семинар 1.

Лингвофилософские взгляды на язык

1. Платон (428/427–347 до н. э.). Язык – средство выражения представлений о вещах с помощью истинных и ложных имен

2. Аристотель (384–322 до н. э.). Категории сознания и языка. Логическое и грамматическое учение

3. Секст Эмпирик (200–250). Роль языка в познании и знаковые отношения

4. Августин Аврелий (Блаженный) (354–430). Язык как средство познания и толкования текстов. Начало герменевтической концепции языка

 

Семинар 2.

Лингвофилософские взгляды на язык

1. Томас Гоббс (1588–1679). Язык как способ познания и средство изложения знаний, обусловленных природой вещей и субъективностью говорящего

2. Джон Локк (1632–1704). Реальная и номинальная сущность субстанции. Роль языка в формировании простых и сложных идей

3. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716). Границы вербального познания. Язык как средство формирования и передачи мыслей и как инструмент обучения идеям

4. Этьен Бонно де Кондильяк (1714–1780). Классификация предметов действительности по аналогии и способу их вербального выражения

 

Семинар 3.

Философские проблемы языка  в 17 в.

1.  Общие черты

2.  Декарт и Лейбниц

3.  Спиноза

4.  Парадигма «двух языков» и учения Пор-Рояля

 

Семинар 4.

Философско-лингвистическое изучение языка. Теория языка

1. Антуан Арно (1612–1694), Клод Лансло (1616–1695), Пьер Николь (1625–1695). Логические и рациональные основы языка

2. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Об "органичности" и "гармоничности" соотношения языка и мышления

3. Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835). Философия языка и основы антропоцентрической лингвистики

4. Михаил Андреевич Тулов (1814–1882). Опосредованность мысли языком и влияние логического мышления на язык. Язык – орган умственного развития человека

 

Семинар 5.

Философско-лингвистическое изучение языка. Теория языка

1. Александр Афанасьевич Потебня (1835–1891). Язык как философско-лингвистический феномен

2. Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский (1853–1920). Язык как психолого-филологический и синтаксический объект исследования

3. Бодуэн Иван Александрович де Куртенэ (1845–1929). Языкознание – индуктивная психически-историческая и – социальная наука

4. Николай Вячеславович Крушевский (1851–1887). Язык– приблизительный «субститут мысли». Ассоциации слов по сходству и по смежности

 

Семинар 6.

Философско-лингвистическое изучение языка. Теория языка

1. Филипп Федорович Фортунатов (1848–1914). Язык как явление мысли и как средство выражения мыслей и чувств в речи

2. Алексей Александрович Шахматов (1864–1920). Синтаксис как учение о способах обнаружения мысли в речи

3. Александр Матвеевич Пешковский (1878–1933). Теория научного синтаксиса

4. Фердинанд де Соссюр (1827–1913). Лингвистический структурализм

5. Гюстав Гийом (1883–1960). О принципах построения теоретической лингвистики

 

Семинар 7.

Язык в освещении немецкой классической философии

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Диалектика отношения языка, сознания и действительности

 

Семинар 8.

Философия языка

1. Фридрих Людвиг Готлоб Фреге (1848–1925). Экстенсиональное и интенсиональное значение слова. Осознание и выражение готовых мыслей с помощью языка

2. Бертран Рассел (1872–1970). Независимость познания от сознания и языка. Преимущество естественного языка – в его неопределенности и возможности нового означивания

 

Семинар 9.

Философия языка

1. Эрнст Кассирер (1874–1945). Язык как средство символьного формирования сознания. Познание – один из видов формотворческого мышления

2. Людвиг Витгенштейн (1889–1951). Роль языка в формировании позитивного знания. Понимание предложения как способа его интерпретации с помощью другого предложения

3. Мартин Хайдеггер (1889–1976). Бытие языка и язык бытия. Отсылочная функция слов

 

 

 

Семинар 10.

Философия языка

1. Философия языка не знает границ, но языки философии языка знают. Новый реализм в англосаксонских странах

2.  «Субъект умер — да здравствует субъект!». Новая   проблемная ситуация в гуманитарных науках во Франции             и в России (вводные замечания)

3.  Из недавней предыстории Нового реализма. В поисках прагматики (Проблема субъекта)

4.  Предчувствия Нового реализма. Об одной платоновской идее  в современной лингвистике

5.  Новый реализм в современной России («Три источника и три составные части»)

 

 

 

Литература:

 

 

1. Степанов Ю. С. Язык  и  Метод.  К  современной философии  языка.  —  М.:  «Языки  русской  культуры», 1998. — 784 с.

 

2. Александр Иванович Фефилов. Феномен языка в философии и лингвистике. Учебное пособие. Флинта; Москва; 2014.

 

 

 

Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания ГСГУ © 2019

Сделано в
UNI-Studio