Государственный Социально-гуманитарный университет Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания (английский язык)

Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ПЛАН

семинарских занятий

1._ЯЗЫК КАК НАБЛЮДАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ И КАК ОБЪЕКТ ТЕОРИИ

Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

- Язык как наблюдаемое явление и как объект теории. Языкознание как наука

- Аспекты теории языка

- Развитие представлений о языке как объекте теории

Ответьте на вопросы и выполните задания на сс.24-25 учебника

2. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

- Возникновение сравнительно-исторического языкознания: возникновение германистики и славистики, санскрит и сравнительная грамматика Ф. Боппа

- Философия языка в. Фон Гумбольдта: язык как деятельность, язык – «дух народа», форма языка, типы языков

- Три периода в развитии компаративистики: лингвистическая концепция А. Шлейхера, компаративистика второй половины 19 века, современное сравнительно-историческое языкознание

Подготовьте расширенную мультимедийною презентацию по одной из тем занятия с использованием дополнительных источников и материалов

3. ЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

- Логическое направление в языкознании: логико-грамматическая школа середины 19 века, логика и грамматика

- Психологическое направление в языкознании: основные школы лингвистического психологизма, ассоциация представлений и речевое поведение, лингвистическая концепция А.А. Потебни

- Младограмматики и младограмматизм: говорящий человек и узус, диалектология и лингвистическая география, принцип историзма

Подготовьте расширенную мультимедийною презентацию по одной из тем занятия с использованием дополнительных источников и материалов

4. СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА И НЕОГРАММАТИЗМ

Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

-  Казанская лингвистическая школа: язык как социально-психическое явление, фонема и морфема как основные языковые атомы, статика и динамика, строение лингвистики

- Московская лингвистическая школа: язык и его история, форма слова и части речи, словосочетание и предложение

- Лингвистическая концепция Ф. Де Соссюра: объект – предмет –метод лингвистики, речевая деятельность как антиномия, языкознание как система лингвистик, синхроническая лингвистика, Женевская и Пражская лингвистические школы

Подготовьте расширенную мультимедийною презентацию по одной из тем занятия с использованием дополнительных источников и материалов

5. ЯЗЫКОЗНАНИЕ 20 ВЕКА И СТРУКТУРАЛИЗМ

Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

- Функциональная лингвистика: система и функции языка, фонология, морфологические оппозиции и функциональный синтаксис, функциональные стили и культура языка

- Дискриптивная лингвистика: Американское языкознание и дискриптивизм, методика описания и метаязык, фонемика и морфемика, конструкция и ее анализ, трансформационная методика и порождающая грамматика

- Глоссематика: схема – норма – узус, фигуры и функции, метод описания

- Математическое и инженерное языкознание: возникновение математической лингвистики, машинный перевод и инженерное языкознание

Подготовьте расширенную мультимедийною презентацию по одной из тем занятия с использованием дополнительных источников и материалов

6. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИКИ: ОТ ФИЛОСОФСКОЙ ПАРАДИГМЫ К ПАРАДИГМЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ

Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

- Философия как методологическая основа науки. Научная картина мира

- Философская, научная и языковая картины мира

- Эмпирический и теоретический уровни исследований

Ответьте на вопросы и выполните задания на сс.48-52 учебника

7. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

- Проблемы человеческого начала

- Язык как объект антропологической философии

- Культурная антропология и лингвистика

Ответьте на вопросы и выполните задания на сс.75-76 учебника

8. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

- Предпосылки возникновения сравнительно-исторического метода

- Каталогизация и классификация языков. Методы сопоставления и реконструкции

- Периодизация этапов сравнительно-исторического метода

Ответьте на вопросы и выполните задания на сс.94-96 учебника

9. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА. МАКРО- И МИКРОТИПОЛОГИЯ

Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

- Принципы описания языков

- Семиологический аспект описания языков

- Многомерные классификации языков

Ответьте на вопросы и выполните задания на сс.122-123 учебника

10. СЕМИОТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

- Знаковые теории в философии, логике и психологии

- Типология знака

- Семиотика или семиология. Предмет и задачи

Ответьте на вопросы и выполните задания на сс.140-141 учебника

11. СТРУКТУРНАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

- Cтруктурный подход в лингвистике. Концепция структурализма

- Школы структурализма

- Методы моделирования в рамках структурной лингвистики

Ответьте на вопросы и выполните задания на сс.154-156 учебника

12. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Подготовьте конспект и устное сообщение по теме:

- Предпосылки возникновения семантики как научного направления. Семантика как самостоятельная наука. Семантика и семасиология. Принципы семантического анализа

- От генеративной семантики к генеративной семантике и порождающей семантике. Методы лексической декомпозиции

- Метаязыки. Компонентный анализ. Семантические универсалии и семантические примитивы

Ответьте на вопросы и выполните задания на сс.167-171 учебника

13. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

ТЕМЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКЛАДОВ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Эволюция объекта и предмета языкознания от античности до современности

2. Три парадигмы языкознания: парадигма имени, парадигма предиката и парадигма эгоцентрических слов (по Б. Расселу; Ю.С. Степанову)

3. Философская и языковая семантика: языковое и неязыковое (понятийное, когнитивное, идиоэтническое и др.) содержание

4. Философские категории "общее", "отдельное", "единичное" и "особенное" и их проекция на универсальные, типологические и специфические аспекты языка

5. Семантика и семиотика: знак и языковой знак. Асимметричный дуализм языкового знака

6. Диалектика внешней и внутренней формы языка

7. Язык - мышление - действительность. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сэпира и Б. Уорфа

8. Феноменология Э. Гуссерля и Л. Витгенштейна

9. Логика и грамматика: цело-частные и родовидовые отношения и их роль в лингвистическом описании

10. Общенаучные и специальные методы лингвистических исследований: компонентный анализ, анализ по НС, трансформационный анализ, реконструкция и др. специальные лингвистические методы

11. Язык как рефлексия в философском и когнитивном аспектах

12. Позитивизм, неопозитивизм и наука о языке

13. Английская аналитическая философия: подход к языку как деятельности. Теория речевых актов

14. Членение семантического континуума. Семантическое поле и языковая картина мира

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕН)

2. Язык как объект теории. Объект, предмет и метод в лингвистике.

3. Место теории языка в системе научного знания. Эволюция представлений по проблеме соотношения языка, мышления и действительности.

4. Развитие общей теории языка в связи с эволюцией представлений о мире и человеке.

5. Методология и методы: философия, логика, лингвистика.

6. Научные парадигмы и дисциплинарные матрицы. Парадигмы современной лингвистики.

7. Античность: формы и способы познания языка.

8. Рационалистические тенденции анализа языка. Теория имени и знака.

9. Универсальные философские грамматики Нового времени. "Грамматика" и "Логика" Пор-Рояля.

10. Эмпирико-сенсуалистические теории Нового времени: анализ языка (Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Э.-Б. де Кондильяк).

11. Эволюционная парадигма лингвистики. Сравнительно-исторический метод. Его предпосылки и этапы.

12. Теория языкового развития. Этапы развития и типы языков. Языковые классификации.

13. Критерии и единицы генетической, типологической и ареальной классификаций языков.

14. Философско-лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта как основа теории языка и языкознания.

15. В. фон Гумбольдт о природе языка. Понимание языка как деятельности.

16. Язык как форма. Учение В. фон. Гумбольдта о внешней и внутренней форме языка, о системе языка. Многослойность формы.

17. Универсальное, типологическое и специфическое в языке как коррелят философских категорий общего, отдельного и единичного. Языковые сходства и различия.

18. А.-В. Шлейхер – основатель натуралистической школы в языкознании. Язык как естественный организм.

19. Типологическая парадигма лингвистики: макро- и микротипологии. Системология Г.П. Мельникова.

20. Форма и содержание в языке: эволюция представлений. Формальные и содержательные парадигмы лингвистики.

21. Роль категорий логики и психологии в лингвистике. Типы мышления.

22. Психологизм в языкознании, его школы и основные представители. Общечеловеческие свойства языка, индивидуальное и социальное.

23. Слово как акт познания и творчества. Языковое и внеязыковое содержание.

24. Состояния в языке: системность и иерархия.

25. Системная концепция И.А. Бодуэна де Куртенэ: антропологический и социальный характер языка. "Человечение языка".

26. Иерархия и многомерность языковых единиц. Вариативность языковых единиц. Отношения между единицами различных уровней. Структура языка.

27. Фонация и церебрация. Двоякое членение текущей речи. Языковые процессы.

28. Семиотическая парадигма в языкознании: язык, речь, речевая деятельность в концепции Ф. де Соссюра.

29. Теория ассоциаций и теория синтагм. Структура языка. Синхрония и диахрония.

30. Языковой знак. Значение и значимость. Асимметричный дуализм языкового знака. Принцип релятивизации в языке.

31. Постулаты и дихотомии концепции Ф. де Соссюра как основоположника европейского структурализма.

32. Позитивизм и глоссематика. Эмпирический метод Л. Ельмслева.

33. Функциональная лингвистика Пражского лингвистического кружка: от языковой функции к функциональному стилю.

34. Американский структурализм: школы и концепции.

35. Методы лингвистического анализа и описание языковой структуры.

36. Антропологическая парадигма лингвистики. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сэпира – Б. Уорфа.

37. Многомерная классификация языков Э. Сэпира и ее связь с типологическими классификациями 19 – 20 вв.

38. Системная типология языков Г.П. Мельникова. Внутренняя и внешняя детерминанты языков. Связи "типологии типологий" с языковыми классификациями 19 – 20 вв.

39. Когнитивная парадигма: от рационализма к эмпиризму. Основные категории и аппарат анализа.

40. Семантическая парадигма лингвистики: ее связь с семиотической парадигмой языка. Аппарат описания лексической семантики.

41. Интегральное описание языка как итоговое достижение лингвистики 20 в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНА

Каждый студент на экзамене получает билет с двумя теоретическими вопросами из разных областей языкознания. Максимальное количество баллов за каждую часть ответа составляет 15 баллов.

Ответ оценивается

от 11 до 15 баллов, если студент дает полный развернутый ответ на предложенный в билете вопрос, отвечает на дополнительные вопросы, свободно ориентируется  в  теоретических  и  методологических аспектах различных направлений стилистики текста, владеет терминологией по дисциплине.

от 6 до 10 баллов,  если студент дает общий ответ на предложенный в билете вопрос, не вполне достаточно отвечает на дополнительные вопросы, ориентируется  в  теоретических  и  методологических аспектах различных направлений стилистики текста, не всегда владеет терминологией по дисциплине.

от 0 до 5 баллов, если студент дает фрагментарный нелогичный или неверный ответ на предложенный в билете вопрос, не отвечает на дополнительные вопросы, плохо ориентируется  в  теоретических  и  методологических аспектах различных направлений стилистики текста, не владеет терминологией по дисциплине.

· Основная литература

1. Красина, Е.А. Основы филологии: лингвистические парадигмы. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2015. – 408 с.

2. Немченко, В.Н. Введение в языкознание. Учебник для вузов . - М.:Издательство Юрайт. – 2015. – 679 с.  (электронный ресурс:  http://www.biblio-online.ru/thematic/?7&id=urait.content.FFBD52E9-2409-4174-BCEE-12787AB92FA1&type=c_pub)

· Дополнительная литература

1. Вандриес, Ж. Язык (лингвистическое введение в историю). – М.: Эдиториал УРСС. – 2001. – 408 с.

2. Зеленецкий, А.Л. Введение в общее и частное языкознание: наиболее трудные темы курса. – М.: Восточная книга. – 2010. – 248 с.

3. Зубкова, Л.Г. Из истории языкознания: общая теория языка в аспектирующих концепциях. – М.: Изд-во РУДН. – 1992. – 116 с.

4. Зубкова, Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания. – М.:Изд-во РУДН. -1999. – 237 с.

5. Кодухов, В.И. Общее языкознание. – 4-е изд. – М.: Книжный дом «Либроком». – 2011. – 304 с.

6. Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических специальностей. – 8-е изд. – М.:Флинта: Наука. - 2011. - 312 с.

7. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.:ИКЦ «Академкнига», ООО «Добросвет». – 2002. – 344 с.

· Интернет-ресурсы

www.rad.pfu.edu.ru

www.libfl.ru

www.portalus.ru

www.project.phil.pu.ru

www.lib.fl.ru

www.gutenberg.net

www.ipl.org

www.theeuropeanlibrary.org

www.epoch-net.org

www.wikipedia.org

www.krugosvet.ru

www.garshin.ru

http://philologos.narod.ru

http://systemling.narod.ru

http:/sterling.rinet.ru

http://semitology.lugovsa.net

www.yazyk.wallst.ru

www.rudn.ru

www.phil.msu.ru

www.eBookstore.tantdf.co.uk

www.routledge.com/textbooks

www.oup.com/elt

www.nothernlight.com

www.bibliomania.com

www.elibrary.com

www.emich.edu/~linguist

www.june29.com/HLP

Накопление баллов за работу в семестре

№ п/п

Вид работы (общее количество)

Баллы

(за одну единицу)

Всего баллов

1

Посещение лекций и практических занятий (16)

1

16

2

Устный ответ на семинаре (13)

2

26

3

Подготовка письменного домашнего задания к занятию (8)

2

16

4

Подготовка устного доклада с мультимедийной презентацией (4)

2

8

5

Итоговый тест (1)

4

4

6

Экзамен (1)

30

30

7

Всего баллов

100

 

 

Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания ГСГУ © 2019

Сделано в
UNI-Studio