Государственный Социально-гуманитарный университет Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания (английский язык)

Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Прагматика текста

 

Структура и содержание дисциплины (модуля)

Объем дисциплины (модуля) составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Из 72 часов на контактную работу отводится 22 часа (лекции – 6 часов, практические занятия – 16 часов), на самостоятельную работу – 50 часов.

Распределение часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся, по разделам и темам дисциплины приведено в таблице 1 и таблице 2 соответственно.

Таблица 1

№ п/п

Наименование раздела
дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Лекции

Практические занятия, семинарские занятия

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

Контроль (зачет, зачет с оценкой, экзамен)

1

Прагмалингвистика как раздел языкознания

4

2

8

24

2

Теория речевых актов и прагмалингвистика

4

4

8

26

Всего за 4 семестр

6

16

50

Итого

(включая итоговый контроль)

72

Таблица 2

№ п/п

Наименование раздела и темы дисциплины

Виды учебной работы

(в академических часах)

Лекции

Практические занятия, семинарские занятия

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

Контроль (зачет, зачет с оценкой, экзамен)

1

Прагмалингвистика как раздел языкознания

2

8

24

1.1

Предмет и задачи прагмалингвистики

2

4

1.2

Место прагмалингвистики среди других гуманитарных и лингвистических дисциплин

4

1.3

Фоновые значения и смыслы в дискурсе

4

8

1.4

Основные параметры контекста в прагмалингвистике

4

8

2

Теория речевых актов и прагмалингвистика

4

8

26

2.1

Теория речевых актов. Классификация речевых актов

2

8

2.2

Речевое общение: процессы и единицы

2

4

8

2.3

Стратегия межличностного общения

4

10

Итого:

6

16

50

Итого (включая итоговый контроль):

72

Содержание дисциплины (модуля)

В таблице 3 представлено содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам).

Таблица 3

№ п/п

Наименование раздела и темы дисциплины

Содержание темы (раздела)

1

Прагмалингвистика как раздел языкознания

1.1

Предмет и задачи прагмалингвистики

История возникновения и развития прагматики. Прагматика, семантика, семиотика.

1.2

Место прагмалингвистики среди других гуманитарных и лингвистических дисциплин

Место прагматики среди лингвистических дисциплин. Прагматика как лингвистическая дисциплина и ее место среди других наук.

1.3

Фоновые значения и смыслы в дискурсе

Дискурс и текст. Типология дискурса. Импликатуры. Дейктические компоненты высказывания. Пропозиция и пресуппозиция.

1.4

Основные параметры контекста в прагмалингвистике

Типы контекста: вербальный, невербальный, исторический, культурный, психологический и социальный. Универсальные черты прагмалингвистического контекста в работе Лайонса. Выделение дополнительных психологических компонентов в работе E.Ochs. Динамический характер прагмалингвистического контекста у Ван Дейка и основные параметры типизированного контекста. Гивон: три разновидности прагмалингвистического контекста: дейктический, общий дискурсивный, общий культурный. Особенности культурного контекста и их влияние на специфику построения текста. Вербальный контекст в работах Н.Н. Амосовой, Вайнрайт, И.В. Арнольд. Фразеологический контекст у А.В. Кунина. Дейктический контекст. Когнитивно-психологическая плоскость контекста

2

Теория речевых актов и прагмалингвистика

2.1

Теория речевых актов. Классификация речевых актов

Речевой акт и текст. Проблема классификации речевых актов. Основные таксономии речевых актов. (Дж. Остин, Дж. Серль, Д. Вундерлих, В. Моч, Р. Паш; их классификации РА. Альтернативные таксономии). Прямые и косвенные речевые акты.

2.2

Речевое общение: процессы и единицы

Коммуникативная ситуация и ее компоненты. Интенция как основная составляющая прагматического значения. Высказывание как единица общения.

2.3

Стратегия межличностного общения

Речевой акт сообщения. Речевой акт побуждения. Оценочные речевые акты. Категория оценочности и ее связь с категориями модальности и экспрессивности. Приветствие и прощание. Похвала и порицание. Совет и побуждение. Утешение и извинение. Выражение мнения и аргументация. Реферирование.

Накопление баллов за работу в течение семестра

Таблица 9

№ п/п

Вид работы (общее количество)

Максимальный балл

(за одну

единицу)

Максимум баллов

1

Посещение лекций и практических занятий (11)

1

11

2

Развернутое выступление по вопросам плана практических занятий (8)

2

16

3

Реферат (4)

7

28

4

Проверочная работа (3)

5

15

5

Зачет

30

30

Всего баллов

100

Типовые задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

№№ 1,2. История возникновения и развития прагматики. Прагматика, семантика, семиотика. Место прагматики среди лингвистических дисциплин. Прагматика как лингвистическая дисциплина и ее место среди других наук. Дискурс и текст. Типология дискурса.  Импликатуры. Дейктические компоненты высказывания. Пропозиция и пресуппозиция.

№№ 3,4. Типы контекста: вербальный, невербальный, исторический, культурный, психологический и социальный. Универсальные черты прагмалингвистического контекста в работе Лайонса. Выделение дополнительных психологических компонентов в работе E. Ochs. Динамический характер прагмалингвистического контекста у Ван Дейка и основные параметры типизированного контекста. Гивон: три разновидности прагмалингвистического контекста: дейктический, общий дискурсивный, общий культурный. Особенности культурного контекста и их влияние на специфику построения текста. Вербальный контекст в работах Н.Н. Амосовой, Вайнрайт, И.В. Арнольд. Фразеологический контекст у А.В. Кунина. Дейктический контекст. Когнитивно-психологическая плоскость контекста.

№№ 5,6. Речевой акт и текст. Проблема классификации речевых актов. Основные таксономии речевых актов. (Дж. Остин, Дж. Серль, Д. Вундерлих, В. Моч, Р. Паш; их классификации РА. Альтернативные таксономии). Прямые и косвенные речевые акты. Коммуникативная ситуация и ее компоненты. Интенция как основная составляющая прагматического значения. Высказывание как единица общения.

№№ 7,8. Речевой акт сообщения. Речевой акт побуждения.  Оценочные речевые акты. Категория оценочности и ее связь с категориями модальности и экс-прессивности. Приветствие и прощание. Похвала и порицание. Совет и побуждение. Утешение и извинение. Выражение мнения и аргументация. Реферирование.

Критерии оценивания

Содержание ответа и активность обучающихся на каждом практическом занятии оценивается максимум в 2 балла.

Примеры тем для рефератов

1. Анализ лингвопрагматических характеристик рекламного дискурса.

2. Анализ лингвопрагматических характеристик политического дискурса.

3. Анализ лингвопрагматических характеристик публицистического дискурса.

4. Анализ лингвопрагматических характеристик языковой личности на телевидении.

5. Концепция коммуникативных ролей Э. Щеглова и Сакса.

6. Фреймовая модель мены коммуникативных ролей Т. Балмера и И. Бренненштуля.

7. Понятие «интенции» в трудах Д. Вундерлиха, Л.С. Выготского, Куммера, Г.Г. Почепцова, И.П. Сусова.

8. Различные типы стратегии в трудах Т.А. ван Дейка и В. Кинча.

9. Типология стратегического дискурса в современных лингвистических исследованиях.

10. Типизированные последовательности речевых актов – фреймы – по ван Дейку.

11. Классификация конфликтных ситуаций по Г.А. Брутяну.

12. Модель критической дискуссии голландских ученых Ф.Х. ван Еемерена и Р. Гроотендорста.

13. Универсальные черты прагмалингвистического контекста в работе Лайонса.

14. Гивон: три разновидности прагмалингвистического контекста: дейктический, общий дискурсивный, общий культурный.

15. Особенности культурного контекста и их влияние на специфику построения текста.

16. Вербальный контекст в работах Н.Н. Амосовой, Вайнрайт, И.В. Арнольд.

17. Фразеологический контекст у А.В. Кунина.

Критерии оценивания реферата

7-6 баллов – тема раскрыта в полном объеме, использованы дополнительные материалы, студент свободно ориентируется в излагаемом материале, понимает смысл и значение терминов и понятий, отвечает на дополнительные уточняющие вопросы по теме.

5-4 баллов – тема раскрыта в полном объеме, студент не всегда уверенно ориентируется в излагаемом материале, частично понимает смысл и значение терминов и понятий, не уверенно или неточно отвечает на дополнительные уточняющие вопросы по теме.

3-2 балла – тема раскрыта не в полном объеме, студент не всегда уверенно ориентируется в излагаемом материале, плохо понимает смысл и значение терминов и понятий, не уверенно или неточно отвечает на дополнительные уточняющие вопросы по теме.

1 балл – студент совершенно не ориентируется в излагаемом материале, не понимает смысла и значения терминов и понятий, не отвечает на дополнительные уточняющие вопросы по теме.

Типовые задания проверочной работы

1. Речевой акт с точки зрения динамического развития дискурса – это …

а) речевой ход;

б) речевой шаг;

в) предложение;

г) высказывание.

2. Кто является автором фреймовой модели мены коммуникативных ролей?

а) Ф.Х. ван Еемерен и Р. Гроотендорст

б) Т. Балмер и И. Бренненштуль

в) Э. Щеглов

г) Сакс

3. Что является основным текстообразующим фактором репрезентируемым в тексте?

а) цель

б) стратегия

в) коммуникативная инициатива

г) интенция говорящего. ...

Критерии оценивания проверочной работы

25-20 правильных ответов – 5 баллов

19-15 правильных ответов – 4 балла

14-10 правильных ответов – 3 балла

9-6 правильных ответов – 2 балла

 

5 правильных ответов – 1 балл

 

 

Кафедра германо-романских языков и методики их преподавания ГСГУ © 2019

Сделано в
UNI-Studio